ОБРАЗНО - ЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
С ПЕРЕСТАНОВОЧНОЙ СИММЕТРИЕЙ.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ
(ПРОЕКТ СПИИРАН "ДАЛЬТОРАДУГА")

М.В.Харинов
Санкт-Петербургский институт информатики
и автоматизации Российской АН
E-mail:
khar@epr.pu.ru

В Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН) по патенту СССР № 1799274 разработана серия латентных*) развивающих игр, которые в ненавязчивой форме помогают удержать внимание ребёнка на решении познавательных задач. Это - игры на составление перестановочных симметричных картинок (пиктограмм) таких, что при перестановках составных частей из одних пиктограмм получаются другие. Чтобы вызвать интерес у ребёнка, пиктограммы стилизуются под традиционных сказочных героев, персонажей басен, животных, знакомые предметы и др. характерные детские образы, которые ребёнок получает в процессе игры, если справляется с некоторой простой задачей на тренировку внимания, памяти, сообразительности, навыков абстрактного и логического мышления и др.

Прямых аналогов игры не имеют. По характеру игрового процесса они напоминают плоскостной кубик Рубика, поскольку не ограничивают время на размышление и практически исключают случайное достижение результата. По простоте изготовления игрушки не сложнее "Тетриса".

В отличие от известных решений, по патенту № 1799274 предусматривается изготовление более десятка разнообразных игр различной сложности, что послужило основанием для разработки на их основе проекта "ДальтоРадуга", который выполняется СПИИРАН совместно с Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга и другими заинтересованными организациями.

Проект "ДальтоРадуга" представляет собой новую информационно-педагогическую технологию, которая заключается в создании и внедрении в практику образования серии интеллектуальных игр для развития логических и тренировки творческих способностей детей с дошкольного до старшего школьного возраста.

В 1998/1999 году по инициативе СПИИРАН и Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга в городских школах №127 и №225 игры по патенту СССР № 1799274 опробованы в учебном процессе. При этом под контролем опытных преподавателей сначала просто изучалась реакция детей на пиктограммы изобретения (школа №127), а затем - возможность использования воображения детей для поддержания интереса к решению логических задач (школа № 225).

Полный комплект документов имеется в СПИИРАН. Для воспроизведения условий внедрения достаточно воспользоваться материалами, которые предлагаются ниже.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В настоящее время первая из игр реализована как компьютерная программа, бесплатно распространяемая по сети Интернет

http://www.rcom.ru/raduga

Общее представление о проекте можно составить по слайдам выступления на семинаре "Информационная культура Санкт-Петербурга и её использование в образовании", организованном в рамках проведения ежегодной выставки "Мир Обучения -99" в августе 1999 г.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСИИ ИГРЫ

МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКОГО АССОЦИАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПИКТОГРАММ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Описание внедрения

Так же на сайте планируется разместить детские рисунками по машинной графике и необходимые реквизиты для проведения с детьми уроков рисования по машинной графике.

 

ИГРА В ВИДЕ НАСТОЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА

Следующая игра "Дальторадуга-V" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста подготовлена к изданию полиграфическим способом в виде разрезного конструктора. Имеется готовый оригинал-макет и опытный образец.

В заключение следует заметить, что в играх с перестановочной симметрией применяются результаты междисциплинарных научных исследований в области искусственного интеллекта (моделирования ассоциативного распознавания и воображения) и педагогической информатики (создания латентных развивающих игр и когнитивной психодиагностики). Поэтому для полноценной практической реализации проекта необходимо участие в нём специалистов - гуманитариев, которых хотелось бы привлечь к сотрудничеству прежде всего.